Администрация Варгашинского муниципального округа

О муниципальном образовании

Административно-территориальное устройство, как показывает историческое прошлое нашей страны, постоянно подвергалось изменениям. Не только государство меняло свои внешние границы, чему многие из нас являются живыми свидетелями вследствие распада бывшего СССР, но и его внутреннее деление не оставалось неподвижным и нередко изменялось.В череде таких административно-территориальных и хозяйственных преобразований важное место занимает так называемое районирование. Именно в ходе его практического осуществления по всей стране было введено областное деление, и появилась новая административно-территориальная единица. За это время районы меняли свои географические очертания, а иногда и сливались, разъединялись и снова укрупнялись. К своему 85-летнему рубежу подошел в числе многих районов Курганской области и наш родной Варгашинский район. Отмечая теперь этот юбилей, вспомним, как же все-таки происходило рождение нашего района.

 Осуществление социально-экономических преобразований, намеченных Советской властью, потребовало коренного изменения административно-территориального деления. На состоявшимся 17-25 апреля 1923 г. XII съезде РКП(б) был сделан доклад о районировании. Съезд признал остающееся административно-хозяйственное деление не обеспечивающим новых политических и экономических потребностей страны. Поэтому он своим решением поручил ЦК партии “новый план административно-территориального деления Республики провести для начала, кроме проводящихся в этом направлении работ на Украине, в двух районах (промышленном и сельскохозяйственном) с организацией в них областных исполкомов”. 

Регион Урала с прилегающими к нему по обе стороны  территориями был выбран первым для районирования, послужив, так сказать, опытным полем для его проведения. Естественное хозяйственное тяготение Предуралья и Зауралья к промышленному Уралу поставило в практическую плоскость объединение их в единое административно-хозяйственное образование — Уральскую область.

    Оформление Уральской области началось после принятия 18 июля 1923 г. Президиумом Всесоюзной центральной исполнительной комиссии (ВЦИК) решения о проведении районирования Урала на практике. После разработки проекта Положения об Уральской области 3 ноября 1923 г. Он был утвержден ВЦИК. Тем самым данное Положение вводилось сразу в действие. С этого момента упразднялись прежние губернии Екатеринбургская, Пермская, Челябинская и Тюменская, а их территории объединялись в обширную Уральскую область с центром в Екатеринбурге (потом Свердловске). Однако впереди предстояло еще наметить и провести внутреннее деление области. Это делалось не в один момент.

      Формирование Уральской области заняло определенный период и в основном совершалось в течение 1924 г. Вместе с губерниями упразднили уезды, в том числе Курганский уезд Челябинской губернии. Тесные экономические связи с Уралом предопределили вхождение его в Уральскую область как уже укрупненного Курганского округа. Вообще же вместо прежних 28 уездов было образовано 15 округов.

     В плане преобразований (районирования) было заложено и поставлено целью упразднить, удешевить и приблизить органы и аппарат Советской власти к населению. Поэтому после образования округов последовал следующий этап преобразований — деление округов на районы и организация власти на районном уровне. Это было, собственно, уже районирование в узком смысле, или низовое районирование. Директивами предусматривалось, чтобы в среднем на образуемый район приходилось по 30-35 тыс. жителей и чтобы расстояние от райцентра до населенных пунктов не превышало 35 км. Тем самым небольшие по площади районы должны были обеспечить удобство управления за счет упразднения волостей и ликвидации прежнего волостного деления, доставшегося, хотя и в измененном виде, от царских времен. В среднем, район формировался из 3-4 волостей, входивших в него полностью либо большей или меньшей своей частью. Таким путем в Уральской области возникло 203 района, включая и наш Варгашинский, о чем рассказ еще будет впереди. Наконец, надо отметить, что с ликвидацией волостей сохранилась последняя, низшая, административно-территориальная единица — сельский совет (сельсовет). Правда, число их почти вдвое сократилось за счет укрупнения. Вместо 6063 сельсоветов в ходе районирования Уральской области было создано 3211.

   Следовательно, как признал в конце 1923 г. областной съезд советов Урала, процесс районирования призван был обеспечить “разгрузку в работе центральных органов власти и приближения местных органов власти к населению, упрощение аппарата управления, объединение в одном областном органе административных и хозяйственных функций и возможное согласование их в районном масштабе”. В результате общее число управленческих звеньев, административных органов сократилось с 7080 до 3430. Так на деле достигалось упрощение системы управления. Введение районного деления превратило районы, по сути, в основные звенья административно-территориальных преобразований, поскольку прежний уездный уровень власти в принципе соответствовал новому окружному уровню (даже при расширении полномочий окружных органов власти), а волостной уровень упразднялся вовсе. Уровнем ниже оставались только укрупненные сельсоветы, на которые и делился район.

  Внутри округов проводниками низового районирования стали сначала уездные, потом окружные исполнительные комитеты (окрисполкомы) с их президиумами. Они назначали для текущей работы специальные комиссии по районированию (в Курганском уезде подобная комиссия была создана 24 марта 1923 г.). 20 февраля 1924 г. президиум Уральского облисполкома своим постановлением одобрил и утвердил "районирование Курганского округа по второму варианту, представленному президиумом Курганского окрисполкома". 28 февраля  1924 г. уже на заседании президиума Курганского окрисполкома было постановлено: “Признать необходимым приступить к внутреннему районированию округа с 1-го марта, проводя это с таким расчетом, чтобы к 15 марта районы были образованы”. Сначала в постановлении время проведения районных съездов советов назначалось на 10-11 марта, но после внесения поправки его перенесли на 9-10 марта. Президиум окрисполкома наметил повестку дня для районных съездов, а “для проведения работ на местах по организации районов и по выборам райисполкомов” назначил и выслал на места уполномоченных от окрисполкома. Для работы по организации Варгашинского района таким уполномоченным посылался “ответственный работник города”   Карнаков Роман Борисович. Общее руководство работой по ликвидации волостей, подлежавших упразднению, возлагалась на окружную ликвидационную комиссию. При этом признавалось необходимым создавать в намеченных районах собственные ликвидкомы под председательством уполномоченных с введением в их состав представителей упраздняемых волостей. Предусматривалось в качестве помощников ”по проведению районных съездов использовать товарищей, командируемых одновременно по проведению беспартийной конференции”.

Посланные в намеченные районы уполномоченные снабжались соответствующими инструкциями. В том числе они имели при себе “план работ уполномоченного по организации района, райисполкома и ликвидации волисполкомов” и действовали согласно этому плану. Руководствовался им и прочими инструкциями, разумеется, и уполномоченный Карнаков. С самого приезда на место будущего района он действовал в тесном контакте с уже созданным районным партийным органом – райкомом партии – правящей РКП(б). Перед уполномоченным ставилась задача руководить подготовкой районного съезда советов, «пользуясь аппаратом ликвидируемых волиспокомов, и самим проведением районного съезда» по заранее разработанной повестке дня вплоть до выборов райисполкома, а еще до выборов приступить к «сформированию технического штата будущего райисполкома».

    Первый районный съезд советов Варгашинского района состоялся 9 марта 1924 г. Местом его проведения стало село Моревское, поскольку на ст. Варгаши не было условий для размещения всех его участников, включая 27 представителей (делегатов) от сельских советов. Помимо уполномоченного по организации района Карнакова на съезде из числа руководящих лиц присутствовали еще уполномоченный от Курганского окружного комитета партии (окружкома) Куракин, председатель Саламатовского волисполкома (вика) Макаревич и член Сычевского вика Киселев. Общее число членов районного съезда составило 31, из них 30 мужчин и 1 женщина – Пичугина Ефросиния Корниловна из Моревского. По социальному положению, или главным занятиям, 29 относились к земледельцам (крестьянам) и 2 к рабочим.

   Участники съезда наметили программу мер для самого первого райисполкома. В его президиум были избраны Карнаков Р.Б., Макаревич В. и Попов А.А., кандидатами в члены президиума стали Пичугина Е.К. и Пахаруков Т. Н. Тогда же, 9 марта, на заседании президиума Варгашинского райисполкома произошло распределение обязанностей: бывший уполномоченный Карнаков Роман Борисович избран был председателем райисполкома. Макаревич Владимир (отчество не установлено) стал его заместителем и заведующим земельным отделом, Попов Александр Афанасьевич – заведующим отделом народного образования. Так выглядел первый руководящий состав районного исполнительного органа – Варгашинского райисполкома. В первую очередь он формировался из членов РКП(б) - коммунистов.

    Именно при образовании районов через организацию райисполкомов (их еще для краткости называли райиками и риками) преследовалась цель приблизить органы власти, аппарат управления к населению. В соответствии с тем, что район рассматривался как укрупненная волость с правами бывшего уезда, райисполком также наделялся в значительной степени правами бывшего уездного исполнительного комитета (уисполкома) по принципу: «рик – тот же уисполком на территории небольшого района, рик – высший орган власти в районе». Как задумывалось, вместе с риком в районном центре должны были обосноваться все необходимые учреждения и службы. С появлением под началом рика работников агрономической, ветеринарной, статистической служб, по землеустройству, страхованию, органов суда и следствия, районной милиции, учреждений медицины, просвещения, культуры и прочих  он превращался «в сложный и сильный центр».

    Сфера полномочий и компетенции риков по руководству всей административно-хозяйственной жизнью в районах была широкой. Они осуществляли «надзор и контроль за деятельностью всех должностных лиц в районе, статистическое изучение района, проведение призывов, учет военнообязанных, конского состава, составление и исполнение своего районного бюджета, изыскание местных средств, эксплуатацию предприятий и имущества, изыскание средств путем кредитных операций, руководство районной налоговой работой, руководство районными агрономическими и землеустроительными работами, проведение мероприятий по подъему сельского хозяйства, наблюдение за ведением государственного и местного лесного хозяйства, наблюдение за районной промышленностью и торговлей, содействие развитию в районе кредита, руководство коммунальным имуществом и учреждениями общественного пользования, содержание местных дорог и пожарной охраны; содержание школ, детских домов и мелко-санитарных мероприятий, наблюдение за работой судебных органов, за почтовыми операциями и прочие функции, перешедшие в большинстве случаев от уезда». Разумеется, все перечисленное  относилось и к Варгашинскому рику.

   По постановлению президиума Курганского окрисполкома Варгашинский район образовывался «из бывших полных волостей: Моревской, Дубровской, Саламатовской, за исключением пос. Булдак  и Дмитриевки, отнесенных к Половинскому району, и Хуторского с переселенческим участком, отнесенного к Лопатинскому району; Сычевской, за исключением деревень Грачевой и Шепотковой, отнесенных к Чаусовскому району». Здесь употреблялось волостное деление, существовавшее еще до укрупнения 1923 г.

    В ходе районирования волостное деление и управление следовало вообще упразднить. Собственно, в Варгашинском районе к этому приступили сразу же в день образования района. Уже 9 марта на заседании президиума райисполкома была выбрана районная ликвидационная комиссия (ликвидком) для передачи дел, имущества, финансовых средств волисполкомов райисполкому. Как и предусматривалось окружной властью, предрайисполкома Карнаков стал председателем ликвидкома, а представители упраздняемых волостей Макаревич и Киселев – ее членами. По плану в Курганском округе следовало завершить ликвидацию волисполкомов не позднее 25 марта 1924 г. И действительно, в Варгашинском районе «об окончании работ комиссии по приему от бывших Сычевского и Саламатовского волисполкомов денежных сумм, материальных ценностей, инвентаря и делопроизводства» заявил на ее заседании 23 марта председатель Карнаков. Это заседание стало  последним, и с исчерпанием своих функций ликвидационная комиссия была распущена.

   Наряду с упразднением волостей шел процесс укрупнения сельских советов в районе. Вместо 22 число сельских советов сокращалось до 17, но при этом расстояние населенных пунктов сельского совета до его центра не превышало более 6 верст. Конечно, это делалось для удобства населения, которому по многим вопросам, ранее решавшимся в волостном центре, теперь следовало обращаться в сельсовет. Ведь права и обязанности сельсоветов, за счет передачи им функций бывших волисполкомов, оказались расширены. При укрупнении и слиянии сельских советов производились новые выборы в них и, в частности, районный съезд, имея это в виду, поставил перед первым Варгашинским райисполкомом задачу «провести в сельсовет бедноту».

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie