Ответственность государственных и муниципальных служащих в связи с нарушением ими ограничений, запретов и неисполнении обязанностей, предусмотренных законом, а равно предоставлением заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Эта общая норма, в которой законодателем определены виды ответственности за коррупционные правонарушения для физических лиц. В контексте рассматриваемого вопроса целесообразно остановиться на дисциплинарном виде ответственности, как форме контроля государства за соблюдением особых требований, предъявляемых к профессиональной деятельности лиц, исполняющих обязанности по должностям государственной или муниципальной службы.
Для лиц, наделенных государством определенным статусом, связанным с их местом в системе государственного управления, действуют специальные нормы, закрепленные в ст. 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, указанные нормы предусматривают, что за несоблюдение гражданским служащим (муниципальным служащим) ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных федеральными законами в целях противодействия коррупции, могут быть применены следующие взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии (для государственных гражданских служащих); увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям (для муниципальных служащих).
Кроме того, учитывая особый статус служащих для них предусмотрен и особый вид дисциплинарной ответственности - увольнение в связи с утратой доверия. Такой вид дисциплинарной ответственности, как правило, применяется в случае особо грубого нарушения антикоррупционных стандартов, например, непринятия служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является или непредставления служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также представления заведомо неполных сведений.
Сведения о применении к служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим органом, в котором служащий проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Следует отметить, что законодателем предусмотрен определенный порядок применения дисциплинарного взыскания за совершение коррупционного правонарушения, который предусматривает проведение проверки с составлением кадровым подразделением соответствующего органа доклада по ее результатам, в отдельных случаях - рассмотрение доклада на специальной комиссии, принятия решения нанимателем с учетом рекомендаций такой комиссии.
Дисциплинарные взыскания за совершение коррупционных правонарушений применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о их совершении служащим и могут быть обжалованы служащим в комиссию соответствующего органа по служебным спорам или в суд.